Успешный молодой учёный, который уверенно чертит траекторию научной карьеры нового типа. Знакомьтесь: Вадим Курулин, 31 год. Кандидат физико-математических наук, автор 36 научных публикаций, начальник научно-исследовательской группы Института теоретической и математической физики РФЯЦ-ВНИИЭФ, научный руководитель аспирантов СарФТИ.
В ноябре 2018 года Вадим был признан одним из самых цитируемых в международном контексте молодых российских ученых по данным Scopus – крупнейшей базы аннотаций и цитирования рецензируемой научной литературы. Премия присуждена за цикл научных работ в области вычислительной гидродинамики и турбулентной техники. Лауреат премии молодым ученым Госкорпорации «Росатом», участник научно-исследовательских проектов Российского фонда фундаментальных исследований, обладатель престижной награды за вклад в развитие науки в атомной энергетике и фанат техники, особенно той, что с мотором. Карьеру Вадима уже можно назвать успешной. А начиналось все с детства. Он родился в поселке Вознесенское, недалеко от Сарова. Родители для сына желали научного будущего. Интерес к математике и физике появился у Вадима еще в школьные годы: «Я знал про продвинутый город Саров и про сильные научные коллективы РФЯЦ-ВНИИЭФ, поэтому мечтал здесь учиться, а потом работать». Любознательность и настойчивость позволили Вадиму успешно поступить на бюджет СарФТИ НИЯУ МИФИ по направлению «Прикладная математика и физика» и окончить его с отличием. А потом защитить кандидатскую. «У меня в институте был хороший наставник, заведующий кафедрой общей физики Дмитрий Подлесный. Он дал хорошую базу и привил любовь к физике», - вспоминает Вадим. ЗАДАЧИ МИРОВОГО УРОВНЯ В 2004 году Вадим устроился на работу в Институт теоретической и математической физики РФЯЦ-ВНИИЭФ: «Помню, в первый рабочий день переживал, хватит ли моего уровня подготовки, чтобы работать здесь. Но руководитель, старшие коллеги быстро помогли войти в курс дела и восполнить некоторые пробелы». Молодой специалист пришел в то время, когда шла активная работа по созданию уникального отечественного многофункционального пакета программ инженерного анализа и суперкомпьютерного моделирования «ЛОГОС». «Было много молодых, всем быстро пришлось набираться опыта, развиваться, решая задачи мирового уровня. Мы попали в эпицентр самых интересных и важных событий, чему были очень рады. Напряженная работа позволила из дилетантов вычислительной гидродинамики за короткое время стать профессионалами». Вадим уверен, что за перспективным молодым учёным всегда стоит талантливый научный руководитель, направляет и грамотно подбирает путь для исследований. Наставник Вадима – начальник отдела ИТМФ РФЯЦ-ВНИИЭФ Андрей Козелков разглядел в молодом специалисте желание развиваться в науке и помог молодому руководителю собрать вокруг себя команду единомышленников-профессионалов: «У Вадима сильная математическая и физическая база. Не зря я когда-то сделал ставку именно на него». БЫТЬ ОТКРЫТЫМ УЧЕНЫМ – ХОРОШИЙ ТОН Группа под руководством Вадима Курулина занимается созданием программ для моделирования физических процессов в различных областях промышленности. «Мы можем, например, смоделировать обтекания корпуса судна, не проводя натурного эксперимента. В России пакета программ такого уровня как «ЛОГОС» нет. Я счастлив, что являюсь частью коллектива первопроходцев». Молодой руководитель должен быть хорошим программистом, математиком и расчетчиком, считает Вадим Курулин, и иметь крепкую базу по физике. По мнению Вадима, важно вести открытую научную деятельность. Хороший тон – жить в постоянном научном диалоге, участвовать в конференциях, активно публиковать результаты своих исследований. Отдача, как правило, большая и качественная. Как говорит наставник Андрей Козелков: «То, что ты можешь узнать на одной конференции, ты, возможно, за год даже не поймешь из книг». В планах Вадима Курулина так организовывать работу в коллективе, чтобы по силам были любые задачи и прорывные проекты. Отвлечься от профессиональных забот герою помогает скорость и попутный ветер. Он фанат эндуро мотоциклов для езды по пересеченной местности. «Я не гонюсь за экстримом. Для меня мотоспорт – это эмоции, красота природы, ощущение свободы. В дороге можно подумать. Приходишь на работу – и хочется творить».