Как демонтировать и сваривать крупногабаритные конструкции взрывом? Как за несколько секунд перекрыть трубопровод при его аварийной разгерметизации? Какие есть методы исследования конструкционной прочности труб большого диаметра с применением техники взрывного эксперимента? Ответы на эти вопросы знают в Институте экспериментальной газодинамики и физики взрыва РФЯЦ-ВНИИЭФ.
В феврале в Москве при поддержке Минпромторга и Минприроды России прошла вторая международная научно-техническая конференция «Трубопроводный транспорт. Теория и практика-2017». С докладом «Разработки РФЯЦ-ВНИИЭФ для обоснования и обеспечения безопасности и надежности магистральных трубопроводов и энергонасыщенных объектов. Технологии демонтажа и сварки взрывом крупногабаритных конструкций» выступил директор ИФВ Анатолий Михайлов. - Анатолий Леонидович, как давно в РФЯЦ-ВНИИЭФ занимаются этими разработками? - В ИФВ задачами надежности и безопасности трубопроводного транспорта занимаются с 90-х годов прошлого века. Во-первых, в свое время по заказу Газпрома был выполнен контракт по обоснованию взрывостойкости магистральных трубопроводов применительно к Сахалинскому газопроводу. Речь шла о выборе поставщика труб. Между разными предприятиями шла жесткая конкурентная борьба, и правление Газпрома выбрало ВНИИЭФ в качестве третейского судьи. Мы провели анализ всех поступивших предложений, и по нашим рекомендациям был выбран поставщик, который устроил заказчика. Так что контакты с Газпромом у нас были неплохими. Во-вторых, со времен работ по основной тематике, когда проводились опыты на Семипалатинском полигоне, были разработаны оригинальные запирающие, или отсечные, автоматические устройства, позволяющие мгновенно перекрывать трубопровод, а также вентиляционные каналы в случае разгерметизации магистрали по каким-либо причинам. Эти затворы сейчас изготавливаются серийно и установлены на Ростовской, Ленинградской, Белоярской и других АЭС. В трубопроводном транспорте пока не принят подход, который реализован в атомной отрасли. Такие устройства должны сами срабатывать при изменении параметров процесса. В-третьих, несколько лет назад в ИФВ была разработана линейка взрывных резаков для демонтажа опор, в том числе и морских платформ для добычи нефти или газа. Все изделия получили патенты, но, к сожалению, в России они до сих пор не востребованы. Сейчас мы надеемся выйти на рынок Юго-Восточной Азии. АО «Югспецсервис» берет свое начало от российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро», которое ведет ремонтные работы морских платформ в Южно-Китайском море, нашло нас по интернету. Мы провели переговоры и в будущем году будем участвовать в тендерных процедурах. На конференции мы сочли своей обязанностью еще раз напомнить руководителям отечественной нефтяной и газовой промышленности об этой разработке. Еще один интересный проект. В трубопроводной промышленности используются высококачественные стали. Нефть и газ, как правило, содержат агрессивные элементы, и при попадании влаги высока опасность коррозии труб. В идеале черный металл надо заменить на цветной, но это очень дорого. ИФВ обладает технологией сварки взрывом, которую можно использовать для изготовления биметаллических труб, где черный металл блокируется цветным (нержавеющая сталь, алюминий, медь и т.д.). - Каковы перспективы внедрения наших разработок на предприятиях нефтегазовой промышленности? - К сожалению, в условиях кризиса российская промышленность достаточно тяжело идет на инновации, поэтому надо использовать все возможные пути, для того чтобы предлагать свои наработки. ВНИИЭФ – одно из немногих российских предприятий, которое в состоянии выполнить всю производственную цепочку - от идеи до серийного производства. Уникальные взрывные технологии плюс вопросы безопасности и хорошо отлаженные полигонные службы – все это представляет безусловный интерес для заказчиков. Надеюсь, что выступление на конференции найдет отклик и поможет нам выйти на рынок.